Топ-лоты аукциона №35(96) «Русское искусство XIX – начала ХХ века»

https://www.kabinet-auktion.com/files/images/Top/35(96)/013_border.jpg

Лот №3

Бронников Федор Андреевич (1827–1902)
На улице итальянского города
Середина 1850-х гг.
Бумага на холсте, масло
39,5 х 26,8 см
Экспертное заключение НИНЭ от 29.08.2014 г.

Предварительная оценка: 2 000 000 – 2 100 000 руб

По всей вероятности, на картине изображено празднование особенно почитаемого итальянцами католического праздника Феррагосто, отмечаемого 15 августа.
Следует обратить внимание на мужскую фигуру в правом нижнем углу на переднем плане. Черты профиля мужчины в сюртуке имеют некоторое сходство с портретными чертами самого Ф.А.Бронникова, который нередко изображал себя в многофигурных жанровых композициях.

Бронников Федор Андреевич (1827–1902) – исторический живописец, портретист, пейзажист, жанрист. Сын иконописца. Учился в граверной мастерской ксилографа Е.Е. Бернардского, затем был вольнослушателем ИАХ. С 1850 г. – ученик профессора исторической живописи А.Т. Маркова. В 1854 г. получил звание художника 1-й степени и был отправлен в пенсионерскую поездку в Италию. По окончании срока пенсионерства поселился в Риме. В 1863 г. получил звание профессора исторической живописи. В 1867–1881 гг. экспонировал рабаты на академических выставках, в 1874–1902 гг. – на выставках ТВПХ. Бронников был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Произведения хранятся в собраниях Шадринского краеведческого музея, Саратовского ХМ им. А.П. Радищева, ГТГ, ГРМ, Музея АХ, Тверской КГ, Пермской КГ и др.

https://www.kabinet-auktion.com/files/images/Top/35(96)/023_border.jpg

Лот №7

Джогин Павел Павлович (1834–1885)
Вечерний пейзаж с рекой
Вторая половина XIX в.
Холст, масло
46,5 х 66,5 см
Оформлена в старинную гипсовую раму.
Картина нуждается в реставрации.

Предварительная оценка: 490 000 – 520 000 руб.

Джогин Павел Павлович (1834–1885) – живописец-пейзажист, академик пейзажной живописи (1868). Учился в Императорской Академии художеств у профессора С.М. Воробьева. В 1863 г. получил звание классного художника 1-й степени. Участвовал в академических выставках с 1860 по 1876 гг. Его произведения находятся в собрании ГТГ, ГЭ, художественных музеях Алма-Аты, Иркутска, Курска, Ташкента, Тюмени и др.

https://www.kabinet-auktion.com/files/images/Top/35(96)/019_border.jpg

Лот №9

Мещерский Арсений Иванович (1834–1902)
Скалистый берег
1879 г.
Холст, масло
63,5 х 51,2 см
Слева внизу подпись и дата: «А. Мещерскiй 1879»
Экспертное заключение ГРМ от 26.09.2002 г.
Экспертное заключение Петрова В.А. от 14.10.2002 г.

Предварительная оценка: 1 650 000 – 1 900 000 руб.

Мещерский Арсений Иванович (1834–1902) – живописец-пейзажист. Учился в ИАХ (1854–1857) в классах Ф.А. Бруни и С.М. Воробьева. В 1859 г. получил звание классного художника. С 1864 г. – академик ИАХ. С 1876 г. – профессор ИАХ. Работы художника представлены в ГТГ, ГРМ и др.

https://www.kabinet-auktion.com/files/images/Top/35(96)/088.jpg

Лот №11

Суходольский Петр Александрович (1835–1903)
Летний вечер. За околицей
1881 г.
Холст, масло
77,8 х 142,6 см
Справа внизу подпись и дата: «П. Суходольскiй 1881 г.»
Экспертное заключение НИНЭ им. Третьякова от 21.03.2017 г.

Предварительная оценка: 2 000 000 – 2 500 000 руб.

Суходольский Петр Александрович (1835–1920) – живописец, рисовальщик, академик Академии художеств (1878). В 1856–1864 гг. (с перерывами) учился в ИАХ в классе пейзажной живописи у С.М. Воробьева. В 1870 г. поступил на земскую службу – избирался мировым посредником, занимал должности председателя уездной управы и губернского секретаря. В 1888–1894 гг. как иллюстратор сотрудничал в журналах «Нива» и «Гусляр». Экспонировал работы на выставках ИАХ (1859–1891, с перерывами), Общества выставок художественных произведений (1879), МОЛХ (1866–1881, с перерывами), ОПХ (1864), Всемирных выставках в Париже (1867), Вене (1873), международных художественных выставках в Мюнхене (1869), Берлине (1886), Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (1882). Произведения находятся в ГТГ, ГРМ и др.

https://www.kabinet-auktion.com/files/images/Top/35(96)/015_border.jpg

Лот №17

Горсткин-Вывюрский Михаил Павлович (MichaelGorstkin-Wywiorski) (1861–1926)
Казак верхом
Конец XIX в.
Холст, масло
47 х 20,2 см
Слева внизу подпись: «M.G. Wywiorski»
Оформлена в старинную деревянную раму.

Предварительная оценка: 130 000 – 200 000 руб.

Горсткин-Вывюрский Михаил Павлович (MichaelGorstkin-Wywiorski) (1861–1926) – польский художник. В 1883–1887 гг. учился живописи в Академии изящных искусств в Мюнхене у профессоров Рауппа и Гысиса и в частных мастерских Юзефа Брандта и Альфреда Веруш-Ковальского. Занимался жанровой живописью, главным образом, восточной тематикой. Около 1890 г. увлекся пейзажной живописью. Был успешным автором морских пейзажей. Также работал над масштабными батальными панорамами, среди которых наиболее известны «Битва при Сомосьерре» и «Трансильванская панорама». Самая большая коллекция работ этого художника в Польше (10 картин) находится в коллекции Центрального морского музея в Гданьске.

https://www.kabinet-auktion.com/files/images/Top/35(96)/016_border.jpg

Лот №18

Горсткин-Вывюрский Михаил Павлович (MichaelGorstkin-Wywiorski) (1861–1926)
Горец верхом
Конец XIX в.
Холст, масло
46,2 х 19,2 см
Справа вверху подпись: «M.G. Wywiorski»
Оформлена в старинную деревянную раму.

Предварительная оценка: 130 000 – 200 000 руб

Горсткин-Вывюрский Михаил Павлович (Michael Gorstkin-Wywiorski) (1861–1926)– польский художник. В 1883-1887 годах учился живописи в Академии изящных искусств в Мюнхене у профессоров Рауппа и Гысиса и в частных мастерских Юзефа Брандта и Альфреда Веруш-Ковальского. Сначала занимался жанровой живописью, главным образом, восточной тематикой. Около 1890 года начал заниматься пейзажем.
Также был успешным автором морских пейзажей. Также работал над масштабными батальными панорамами, среди которых наиболее известны «Битва при Сомосьерре» и «Трансильванская панорама». Самая большая коллекция работ этого художника в Польше (10 картин) находится в коллекции Центрального морского музея в Гданьске.

https://www.kabinet-auktion.com/files/images/Top/35(96)/045_border.jpg

Лот №28

Айвазовский Иван Константинович (1817–1900)
Парусник в море
18(9)9 г.
Холст, масло
3,3 х 4,5 см (овал)
На оборотной стороне авторская подпись, место создания и дата: «И. Айвазовскiй. Ливадiя. 18(9)9.»

Закреплена в медальон, переделанный под брошь.

Предварительная оценка: 490 000 – 600 000 руб.

Айвазовский И.К. был желанным и почетным гостем в летней резиденции императорской фамилии в Ливадии. В дневниках Николая IIсохранились многочисленные воспоминания о встречах с великим русским художником, посещавшим резиденцию императора.

Император Николай II в дневнике записал 7-го сентября 1898 г.: «Были у моря. Читал исторические журналы. С нами завтракал Айвазовский. Играла черноморская музыка». 25-ноября 1898 г. император писал: «После прогулки принял старика Айвазовского, который привез новый транспорт своих картин. Просто не знаешь, куда их вешать?» (Дневники императора Николая II (1894–1918). Том I. М., 2011. С.431, 445).

Айвазовский Иван Константинович (1817–1900) – живописец, маринист, баталист. Был зачислен в Симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в ИАХ Санкт-Петербурга и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. В 1835 г. получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Участвовал на осенней выставке АХ 1836 г.. В 1837 г. Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». В 1844 г. стал живописцем Главного морского штаба, а с 1847 г. — профессором Петербургской ИАХ; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. Был награждён многими орденами и получил звание адмирала. Открыл школу искусств в Феодосии. Был избран действительным членом Одесского общества истории и древностей. Работы художника находятся в Феодосийской картинной галерее, ГТГ, ГРМ.

https://www.kabinet-auktion.com/files/images/Top/35(96)/020_border.jpg

Лот №32

Сафонов Александр Петрович (1852–1913)
Арест контрабандистов
1900-е гг.
Бумага, тушь, белила
23 х 32 см
Справа внизу подпись: «А.Сафоновъ».
Оформлена в современную раму.

Предварительная оценка: 240 000 – 300 000 руб.

Выставки:
К пользе и славе России. Русская армия в произведениях художникови скульпторов – офицеров XIX – начала XX вв. Из собраний А.Г. Егорова, К.В. Журомского и Государственного исторического музея. Москва, Государственный исторический музей, 2016 г.
Наша армия. Наши победы. Москва, Музейно-выставочный комплекс «Школа акварели С. Андрияки», 2017 г.
Наша армия. Наши победы. Череповец, Художественный музей, 2017 г.

Публикации:
К пользе и славе России. Русская армия в произведениях художников и скульпторов – офицеров XIX – начала XX вв. Из собраний А.Г. Егорова, К.В. Журомского и Государственного исторического музея. Каталог выставки. М., 2016. С.85, 198.

Сафонов Александр Петрович (1852–1913) – живописец, акварелист, иллюстратор, скульптор, генерал-лейтенант в отставке. В 1870–1872 гг. учился в Николаевском кавалерийском училище. Служил в лейб-гвардии Уланском полку. Участник русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и русско-японской войны 1904–1905 гг. В 1883 г. вышел в отставку. С 1900 г. при дворе великого князя Михаила Николаевича. А.П. Сафонов во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. был награжден орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. Военные наблюдения и впечатления стали основой многих работ художника, например, картины «Ночной штурм русскими войсками турецких укреплений при Горном Дубняке». В 1878 г. он опубликовал альбом рисунков, выполненных во время боевых действий, «Путевые зарисовки с натуры».

https://www.kabinet-auktion.com/files/images/Top/35(96)/017 (1).jpg

Лот №40

Рерберг Федор Иванович (1865–1938)
Дама в парке
1905 г.
Холст, масло
51 х 27 см
Справа внизу авторские инициалы и дата: «А.Р. 1905»

Предварительная оценка: 275 000 – 300 000 руб.

Рерберг Федор Иванович (1865–1938) – живописец, график, пейзажист. В 1881 г. брал частные уроки рисования у В.С. Розанова. В 1885–1892 гг. учился в ИАХ у В.П. Верещагина. В 1892 г. получил звание неклассного художника. С 1889 г. – участник выставок. Член объединения «Московский салон», МОЛХ (1889, 1898–1900; член с 1898), МТХ (1893–1924; член-учредитель и член Правления) и др. Участвовал в выставках ТПХВ (1891–1903), Всемирных выставках в Сент-Луисе и Нью-Йорке (1904; 1905), Риме (1911), и др. Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С.Пушкина и др.

https://www.kabinet-auktion.com/files/images/Top/35(96)/68_серебрякова (2).jpg

Лот №48

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884–1967)
Нескучное
1914 г.
Бумага, темпера, гуашь
34,5 х 51 см
Справа внизу подпись и дата: «З.Серебрякова 1914/ Нескучное»
На обороте карандашные и акварельные эскизы натурщицы.

Предварительная оценка: 1 900 000 – 2 200 000 руб.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884–1967) – живописец, рисовальщик. В 1901 г. недолго посещала художественную школу княгини М. К. Тенишевой. В 1902–1903 гг. посетила Италию. В 1903–1905 гг. занималась в мастерской О.Э. Браза в Петербурге. В августе 1924 г. эмигрировала во Францию, поселилась в Париже. В 1965–1966 гг. в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске, а также в 1987 г. в Москве состоялись большие ретроспективные выставки Серебряковой. Работы хранятся в ГТГ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГРМ, а также в частных собраниях.

https://www.kabinet-auktion.com/files/images/Top/35(96)/077.jpg

Лот №53

Коровин Константин Алексеевич (1861–1939) и Коровин Алексей Константинович (1897–1950)
Цыгане из Рёшмы
1920-е – 1930-е гг.
40 х 49,7 см
Картон, масло, белила
Справа внизу подпись: «С.Korovine. Russie»
На обороте штамп: «К.А. Коровинъ» (два раза)
На обороте надпись: «Цыгане из Рёшмы [неразб] губ. Россiя»

Предварительная оценка: 1 420 000 – 1 800 000 руб.

Коровин Константин Алексеевич (1861–1939) – живописец и театральный художник. В 1875–1886 гг. учился в МУЖВЗ у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.М. Прянишникова. В 1881 г. поступил в ИАХ в Петербурге, но вернувшись в Москву, продолжил обучение в МУЖВЗ в мастерской В.Д. Поленова. Входил в состав Абрамцевского художественного кружка. С 1901 г. преподавал в МУЖВЗ. С 1900 г. работал для Императорских театров Москвы и Петербурга. В 1903 г. был назначен художником и библиотекарем Московской конторы Императорских театров. Оформил свыше ста постановок. В 1909–1910 гг. исполнял обязанности главного декоратора и художника-консультанта Императорских театров в Москве. В 1903 г. стал одним из членов-учредителей СРХ. Участвовал в выставках МОЛХ (с 1888), ТПХВ (с 1889), «Мира искусства» (с 1899, с 1900 – член объединения), «Союза 36-ти», СРХ (1902–1923). С 1905 г. – академик АХ. Персональные выставки художника прошли в Париже (1919), в Москве (1922). В 1922 г. уехал во Францию. Работы художника хранятся в ГРМ, ГТГ и др.

Коровин Алексей Константинович (1897–1950) – сын Константина Коровина. Учился у отца. В 1918 г. стал членом «Мира искусства», участвовал в выставках объединения в 1918 и 1921гг. В 1920 г. экспонировал свои работы на XIX выставке Всероссийского центрального выставочного бюро Отдела ИЗО Наркомпроса в Москве. В 1923 г. вместе с родителями эмигрировал во Францию, жил в Париже. В 1920-х гг. работал оформителем в различных кабаре, занимался сценографией под руководством отца. В частности, создал костюмы и декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» для частной оперы М.Н. Кузнецовой (постановка осуществлена в 1929 г. в Театре Елисейских полей в Париже). Работы художника хранятся в ГТГ, Русском культурно-историческом музее в Праге и др.