Архив аукциона №11 (37)
Лот 41
Яковлев Александр Евгеньевич (1887–1938)
Сумерки в Коломб Бешаре

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №041    Следующий лот 

1924 г.
Холст на картоне, темпера
52,6 х 74,7 см
Справа внизу авторская подпись, надпись и дата графитным карандашом: «Colomb […] / 1924 A.Iakovleff».
На оборотной стороне этикетка собрания коллекционера, которому ранее принадлежала работа и авторская надпись:
«Cripuscule a Colomb Becher».
Экспертное заключение Силаева В.С. от 11.04.2011 г.
Оформлена в современную раму с паспарту.
Работа опубликована в книге Caroline Haardt de la Baum “Alexandre Iacovleff L’artiste voyageur” (Flammarion, Paris, 2000, p. 30.).

Яковлев Александр Евгеньевич (1887–1938) – живописец, график, монументалист, сценограф, педагог, путешественник, этнограф.
В 1904 г. поступил в Высшее художественное училище при ИАХ. С 1907 учился в ИАХ в мастерской Д. Н. Кардовского. Изучал технику сангины и темперы в мастерской техники и технологии живописи под руководством профессора Д.И. Киплика. В 1910-е создал много графических работ для журналов «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Нива» и «Аполлон». Участвовал в выставках Академии художеств, СРХ (член Союза с 1911), «Мира искусства» (член объединения с 1913) и др. В 1913 г. получил звание художника и право на стажировку за границей. В 1914 г. путешествовал по Италии, Испании, посетил остров Майорка. Произведения Яковлева, созданные маслом и сангиной во время путешествия, экспонировались в 1915 г. на выставке общества «Мир искусства». В 1916–1917 гг. вместе с В.И. Шухаевым выполнил роспись плафона «Девять муз» в особняке Фирсановой в Москве, участвовал в разработке проекта росписи зала ожидания Казанского вокзала в Москве. При подготовке к созданию росписей церкви Николая Мирликийского в итальянском
городе Вари, Яковлев копировал фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. В 1917 г. вместе с Д.Н. Кардовским и В.И.Шухаевым учредил «Цех живописцев Святого Луки», преподавал рисунок в Новой художественной мастерской, Институте истории искусств,
на Женских курсах Е. Богаевой. В 1917–1919 гг. путешествовал по Китаю, Монголии и Японии, изучая местное искусство и театр. Созданные в это время несколько сотен рисунков и картин были выставлены в галерее Барбизанж в Париже. В 1924 г. состоялась выставка его работ в Питсбурге. В 1924–1925 гг. участвовал экспедиции в Центральную Африку, организованной в качестве
рекламы французской автомобильной фирмой «Ситроен» («Черный поход»). Выставка картин и рисунков, созданных во время экспедиции, прошла в галерее Шарпентье в 1926 г. В 1927 г. за эти работы Яковлев был удостоен ордена Почетного легиона.
В 1928–1929 гг. совершил поездку по Италии, создав серию полотен в стиле помпейской живописи на сюжеты греческих мифов.
В 1931–1932 гг. участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по странам Азии («Желтый поход»). Занимался фресковой живописью, иллюстрировал книги по искусству китайского и японского театра, писал портреты. С 1935 г. преподавал живопись и рисунок в школе при Музее изящных искусств. Работы художника хранятся в крупнейших музеях Франции, Бельгии, Германии, Италии,
США, Японии, а также в ГРМ, ГТГ и др.

   Экспедиция в Центральную Африку на полугусеничних автомобилях марки Ситроен, устроенная для испытаний и рекламы
новых транспортных средств, состоялась в 1924–1925 гг. и была названа «Черным походом».
   Руководителем экспедиции был назначен директор заводов Ситроена Жорж-Мари Хаардт, его помощником стал Луи Одуэн-Дюбрей. Штатным кинооператором экспедиции был известный режиссер Леон Пуарье, а художником-этнографом — Александр
Евгеньевич Яковлев.
   Восемь автомобилей: –«Золотой скарабей», «Слон на башне», «Восходящее солнце», «Крылатая улитка», «Серебряный полумесяц», «Голубь», «Кентавр» и «Пегас» – стартовали 28 октября 1924 г. из города Коломб-Бешар на западе Алжира. Достигнув озера
Альберта, экспедиция разделилась на четыре группы по две машины в каждой. Группа Одуэна-Дюбрея двинулась к Момбасе, группа
Беттембурга отправилась в Дар-эс-Салам, группа Хаардта направилась в Мозамбик, группа Брюля – в Кейптаун. 28 июня 1925 г.
все группы встретились в столице Мадагаскара Антананариву. Всего было пройдено около 20 000 км.
   В пути участники экспедиции не только тестировали технические возможности автомобилей, но и собирали зоологические кол-
лекции (300 млекопитающих, 800 птиц и 15 000 насекомых), вели этнографические наблюдения и др.
   Жорж-Мари Хаардт и Луи Одуэн-Дюбрей опубликовали путевые заметки об экспедиции.
Работы Александра Яковлева, созданные во время этой экспедиции (более 228 произведений), были выставлены в 1926 г. в галерее
Charpentier в Париже. Часть зарисовок, сопровождаемых путевыми заметками, была издана в 1927 г. Кадры, отснятые кинематографистом Леоном Пуарье и его помощником Жоржом Шпехтом, стали основой документального фильма об экспедиции.

Из книги Ж.-М. Хаардта, Л. Одуэн-Дюбрея «Черный поход».

Экспедиция «Ситроен» в Центральную Африку. Париж. 1927.

Сахара (28 октября –18 ноября 1924)
<...> 28 октября 1924 года восемь автомобилей на полугусеничном ходу покинули Коломб-Бешар, чтобы проследовать вдоль русла
пересыхающей реки Саура к оазисам Бени-Аббес, Адрар и Таурирт. 5 ноября они достигли источника в Уалене, окруженного
пустынной растительностью Танзеруфа, и отправились на юг к массиву Адрар-Ифорас, где 13 ноября остановились у источника
Тессалит. Затем двинулись по руслу реки Тилемси, пересекли горный массив Адрар до Нигера, прибыв в Бурем 18 ноября.
Второй этап экспедиции Хаардта и Одуэна-Дюбрейя – пересечение Сахары по местным дорогам от Алжира до Французской
Западной Африки <...>.

Сахара
Коломб-Бешар.
    <...> Железнодорожные пути заканчиваются здесь. Вместе с ними прекращается западная цивилизация. Отсюда начинается пустыня.
Шум городов кажется призрачным. Наступает великое Безмолвие. Вчера – прелесть воспоминаний, завтра – притягательность надежды. Но сегодня – быстротечное мгновение, когда воспоминание и надежда смешиваются, когда одни образы накладываются на другие, мгновение «наплыва», как говорил, пользуясь языком кинематографистов, режиссер Леон Пуарье <...>.
    <...> На сцены парижской жизни, сохранившиеся в нашей памяти, наплывают силуэты женщин в белых покрывалах, на суматошную жизнь заводов – безмятежные движения пастухов в библейских одеждах, на отвратительные звуки громкоговорителя – глубокий и отстраненный голос муэдзина. Один образ проявляется, растет, поглощает остальные; образ без границ, объединяющий небо, землю и горизонт – Сахара <...>.
    <...> Какие эмоции охватывают нас, наблюдающих этот пейзаж с небольшого каменистого холма, на который мы поднялись, чтобы поклониться могилам солдат, погибших во время резни 1905 года! Пустыня снова замкнулась, укрыв тех, кто хотел завоевать
её тайну. Их больше нет, она осталась – противник неизмеримый, чарующий, неуловимый, которому невозможно сопротивляться, завоевав которого, становишься сам его пленником <...>.

Отправление
     <...> 28 октября 1924 года. Занимался день, мало-помалу свет захватывал небо, проявляя силуэты бесплодных гор, которые окружают Коломб-Бешар. Слабый розовый отблеск постепенно переливался по недвижным листьям больших пальм в оазисе. Завели моторы, машины тронулись по плато <...>.

Хаардт Жорж-Мари (1884 –1932) – один из руководителей всех экспедиций «Ситроен» (Экспедиции в Сахару, «Черного» и «Желтого» походов). В 1923 г. награжден орденом Почетного Легиона (с 1932 г. – командор Ордена). Умер в Гонконге во время «Желтого похода» Ситроена (1931–1932).

Луи Одуэн-Дюбрей (1887 –1960) – глава предприятия «Братья Одуэн», летчик, путешественник, исследователь Афики. Один
из руководителей всех экспедиций «Ситроен» (Экспедиции в Сахару, «Черного» и «Желтого» походов). В 1942–1945 гг. – помощник
командующего французскими войсками в Тунисе.

Предварительная оценка: 5 000 000 – 7 000 000 р.