Архив аукциона №11 (37)
Лот 42
Яковлев Александр Евгеньевич (1887–1938)
Антилопы Коба. Ам Дафок

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №042    Следующий лот 

1925 г.
Бумага на картоне, темпера
49,7 х 64,8 см
Справа внизу авторская подпись и дата: «Am Dafok / 1925 A.Iakovleff».
На оборотной стороне авторская надпись: «[…]pe Koba (am Dafok) (Tchad)».
На оборотной стороне этикетка собрания коллекционера, которому ранее принадлежала работа.
Экспертное заключение Силаева В.С. от 11.04.2011 г.
Оформлена в современную раму с паспарту.
Работа опубликована в книге Caroline Haardt de la Baum “Alexandre Iacovleff L’artiste voyageur” (Flammarion, Paris, 2000, p. 58.).

Яковлев Александр Евгеньевич (1887–1938) – живописец, график, монументалист, сценограф, педагог, путешественник, этнограф.
В 1904 г. поступил в Высшее художественное училище при ИАХ. С 1907 учился в ИАХ в мастерской Д. Н. Кардовского. Изучал технику сангины и темперы в мастерской техники и технологии живописи под руководством профессора Д.И. Киплика. В 1910-е создал много графических работ для журналов «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Нива» и «Аполлон». Участвовал в выставках Академии художеств, СРХ (член Союза с 1911), «Мира искусства» (член объединения с 1913) и др. В 1913 г. получил звание художника и право на стажировку за границей. В 1914 г. путешествовал по Италии, Испании, посетил остров Майорка. Произведения Яковлева, созданные маслом и сангиной во время путешествия, экспонировались в 1915 г. на выставке общества «Мир искусства». В 1916–1917 гг. вместе с В.И. Шухаевым выполнил роспись плафона «Девять муз» в особняке Фирсановой в Москве, участвовал в разработке проекта росписи зала ожидания Казанского вокзала в Москве. При подготовке к созданию росписей церкви Николая Мирликийского в итальянском
городе Вари, Яковлев копировал фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. В 1917 г. вместе с Д.Н. Кардовским и В.И.Шухаевым учредил «Цех живописцев Святого Луки», преподавал рисунок в Новой художественной мастерской, Институте истории искусств,
на Женских курсах Е. Богаевой. В 1917–1919 гг. путешествовал по Китаю, Монголии и Японии, изучая местное искусство и театр. Созданные в это время несколько сотен рисунков и картин были выставлены в галерее Барбизанж в Париже. В 1924 г. состоялась выставка его работ в Питсбурге. В 1924–1925 гг. участвовал экспедиции в Центральную Африку, организованной в качестве
рекламы французской автомобильной фирмой «Ситроен» («Черный поход»). Выставка картин и рисунков, созданных во время экспедиции, прошла в галерее Шарпентье в 1926 г. В 1927 г. за эти работы Яковлев был удостоен ордена Почетного легиона.
В 1928–1929 гг. совершил поездку по Италии, создав серию полотен в стиле помпейской живописи на сюжеты греческих мифов.
В 1931–1932 гг. участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по странам Азии («Желтый поход»). Занимался фресковой живописью, иллюстрировал книги по искусству китайского и японского театра, писал портреты. С 1935 г. преподавал живопись и рисунок в школе при Музее изящных искусств. Работы художника хранятся в крупнейших музеях Франции, Бельгии, Германии, Италии,
США, Японии, а также в ГРМ, ГТГ и др.

   Чуть более двух месяцев потребовалось экспедиции, чтобы пересечь территорию провинций Французской Западной Африки,
Британской Нигерии, Центральной Африки близ озера Чад и по саванне в бассейне рек Чад и Конго достичь Бельгийского Конго.

Из книги Ж.-М. Хаардта, Л. Одуэн-Дюбрея «Черный поход».

Экспедиция «Ситроен» в Центральную Африку. Париж.
1927.
Несколько африканских охот (26 января – 1 марта 1925)
<...> Хорошее состояние дорог в Убаньи-Шари позволило автомобилям достаточно быстро достигнуть северной части этой
колонии и устроить серию охот для участников экспедиции. Покинув 19 января Баньи и завернув в Форт-Сибит, 21 января экспедиция двинулась через Бамбари, Брию и Ялингу, прибыв в Бирао 30 января. По завершению охот, которые проходили к северу от Бирао,
экспедиция вернулась в Ялингу 16 февраля, где вновь были устроены охоты до 26 января. 27 Января восемь автомобилей продолжили путешествие на юг, к Бангасу и Бельгийскому Конго <...>.

Ам-Дафок
<...> Африканское сафари – огромное удовольствие. Оно пробуждает в нас первобытные инстинкты <...>.
<...>В течение первого дня мы подстрелили нескольких антилоп и множество птиц. Ночью мы расположились на бивуак, разбитый по обыкновению местных жителей в укромном месте, очищенном недавним пожаром. Поднялись с рассветом и с волнением двинулись к месту охоты. <…>
<…> Животных не много. У них есть причина прятаться – приближающийся караван из 150 человек <...>.
<...> В полдень мы остановились в местечке Кундума. Расположились в тени большого дерева, нависавшего над заболоченным
участком земли. Среди высокой травы не было видно воды. Пейзаж был похож на виды Солонья и Бриера, если не считать
редких силуэтов веерных пальм <...>.
<...> Группки антилоп паслись вокруг нашего лагеря, иногда подходя совсем близко. Поэтому земля вокруг была испещрена маленькими ямками с мутной водой.
–«Тетель!», – радостно сообщили нам местные проводники, указывая на большое стадо, которое паслось так мирно, что невольно хотелось отыскать глазами невидимых пастухов. Тетелями местные жители называют антилоп Джексона, в изобилии встречающихся в этом регионе. «Эта довольно легкая добыча внесла столь необходимое оживление в наше «сафари» <...>.
Маленькая группа веерных пальм или латаний, которые покрывали всю местность, обеспечила хороший обзор и удобный
бивуак. В течение нескольких дней мы наслаждались невыразимой прелестью жизни на природе. Каждый выбрал себе дерево и обосновался в соответствии со своим характером и привычками. Мэгре устроил себе укрытие из пальмовых листьев; Яковлев поставил в тени свой мольберт, перед которым выкладывались самые интересные охотничьи трофеи <…>.
   На утро следующего дня мы без труда обнаружили стадо тетелей, в то время как Шпехт производил киносъемку. Три антилопы остались на земле. Мимо Пуарье, укрывшегося в засаде справа, по небольшой тропинке тяжелым галопом проскакало все стадо. Животные
один за другим проносились мимо объектива. Их было более трехсот <...>.
  <...> Вечером мы вернулись в лагерь. У каждого была удачная охота. Несколько видов антилоп было запечатлено на картине:
антилопы бубал, антилопы коба, болотные антилопы, камышовые антилопы, антилопы спринг-бок, импалы и калао – птица-носорог <...>.

Предварительная оценка: 5 500 000 – 7 000 000 р.

Версия для печати.