Париж, издательство «Lucien Vogel»
1927 г.
Бумага, автолитографии, типографская печать
38,5 х 28,5 см
50 иллюстраций собраны в кожаную папку и сопровождаются вступительной статьей с перечнем иллюстраций. Экземпляр в шелковом переплете на бумаге с тиснением: «LAFUMA NAVARRE MADAGASCAR». В коллекционной сохранности. Экземпляр №50 из 250 пронумерованных экземпляров.
Яковлев Александр Евгеньевич (1887–1938) – живописец, график, монументалист, сценограф, педагог, путешественник, этнограф. В 1904 г. поступил в Высшее художественное училище при ИАХ. С 1907 г. учился в ИАХ в мастерской Д. Н. Кардовского. В 1910-е гг. создал много графических работ для журналов «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Нива» и «Аполлон». Участвовал в выставках ИАХ, СРХ (член Союза с 1911), «Мира искусства» (член объединения с 1913) и др. В 1913 г. получил звание художника и право на стажировку за границей. В 1917 г. вместе с Д.Н. Кардовским и В.И.Шухаевым учредил «Цех живописцев Святого Луки», преподавал рисунок в Новой ху- дожественной мастерской, Институте истории искусств, на Женских курсах Е. Богаевой. В 1917–1919 гг. путешествовал по Китаю, Монголии и Японии, изучая местное искусство и театр. Созданные в это время несколько сотен рисунков и картин были выставлены в галерее Барбизанж в Париже. В 1924 г. состоялась выставка его работ в Питсбурге. В 1924–1925 гг. участвовал в экспедиции в Центральную Африку, организованной в качестве рекламы француз- ской автомобильной фирмой «Ситроен» («Черный поход»).
В 1928–1929 гг. совершил поездку по Италии, создав серию полотен в стиле помпейской живописи на сюжеты греческих мифов.
В 1931–1932 гг. участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по странам Азии («Желтый поход»). Занимался фресковой живописью, иллюстрировал книги по искусству китайского и японского театра, писал портреты. С 1935 г. преподавал живопись и рисунок в школе при Музее изящных искусств. Работы художника хранятся в крупнейших музеях Франции, Бельгии, Германии, Италии, США, Японии, а также в ГРМ, ГТГ и др.
Экспедиция в Центральную Африку на полугусеничних автомобилях марки «Ситроен», устроенная для испытаний и рекламы новых транспортных средств, состоялась в 1924–1925 гг. и была названа «Черным походом».
Руководителем экспедиции был назначен директор заводов Ситроена Жорж-Мари Хаардт, его помощником стал Луи Одуэн-Дюбрей. Штатным кинооператором экспедиции был известный режиссер Леон Пуарье, а художником-этнографом — Александр Евгеньевич Яковлев.
Восемь автомобилей –«Золотой скарабей», «Слон на башне», «Восходящее солнце», «Кры- латая улитка», «Серебряный полумесяц», «Голубь», «Кентавр» и «Пегас» – стартовали 28 октября 1924 г. из города Коломб-Бешар на западе Алжира. Достигнув озера Альберта, экспеди- ция разделилась на четыре группы по две машины в каждой. Группа Одуэна-Дюбрея двинулась к Момбасе, группа Беттембурга отправилась в Дар-эс-Салам, группа Хаардта направилась в Мозамбик, группа Брюля – в Кейптаун. 28 июня 1925 г. все группы встретились в столице Мадагаскара Антананариву. Всего было пройдено около 20 000 км.
В пути участники экспедиции не только тестировали технические возможности автомобилей, но и собирали зоологические коллекции (300 млекопитающих, 800 птиц и 15 000 насекомых), вели этнографические наблюдения и др.
Жорж-Мари Хаардт и Луи Одуэн-Дюбрей опубликовали путевые заметки об экспедиции.
Работы Александра Яковлева, созданные во время этой экспедиции (более 228 произведений), были выставлены в 1926 г. в галерее Charpentier в Париже. Часть зарисовок, сопровождаемых путевыми заметками, была издана в 1927 г. Кадры, отснятые кинематографистом Леоном Пуарье и его помощником Жоржом Шпехтом, стали основой документального фильма об экспедиции.
Предварительная оценка:
400 000 – 600 000 р.