1900-е гг.
Холст, масло
76 х 102,7 см
Справа внизу подпись: «В. Бялыницкiй Бируля».
Оформлена в старинную золоченую деревянную раму.
Экспертное заключение ГТГ от 27.09.2007 г.
Искусствоведческое заключение Петрова В.А. от 23. 05.2007 г
Пейзаж с церковью на фоне речной глади или озера – излюбленный мотив творчества В.К. Бялыницкого-Бируля. Чаще всего он писал подобные пейзажи на озере Удомля в Вышневолоцком уезде Тверской области. Красоту этих мест открыл его учитель, выдающийся пейзажист И.И. Левитан, который в 1893–1895 гг. жил и работал в окрестных усадьбах Ушаковых «Островно», Аракчеевых «Гарусово» и Турчаниновых «Горка». Во время работы над этюдами на озере Удомля и Островенском озере сформировался сюжет картины «Над вечным покоем». Вслед за Левитаном на этюды к озерам стали приезжать другие художники. Они жили и работали в удомельских усадьбах тверских помещиков: «Ворониха», «Гарусово», «Лубенькино», «Бережок», «Островно», «Сигово», «Поддубье», «Островки». Очарованный местными пейзажами, В.К. Бялыницкий-Бируля решил обосноваться в Удомле и построил в 1912 г. собственную усадьбу – творческую дачу «Чайка». На протяжении более 40 лет он создал в этих местах более 200 картин. «Чайка» стала центром художественной жизни 1910-х – начала 1920-х гг. В 1919 г. в усадьбе были открыты Свободные художественные мастерские, в которых преподавали К.А. Коровин и А.Е. Архипов. Посещавший в это время «Чайку» В.В. Рождественский писал в своих воспоминаниях «<...> На Удомле как-то веселее, из «Чайки» видно широкое озеро, уходящее в бирюзовые дали» (Цит. по В.В. Рождественский. Жизнь в Тверской губернии. // Константин Коровин. К 150-летию со дня рождения. СПб., 2011. С. 72.). Именно этот простор, отраженный в творчестве И.И. Левитана, по-своему трактовал В.К. Бялыницкий-Бируля в картине «Сумерки. Пейзаж».
Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872– 1957) – живописец, пейзажист, один из последних художников-передвижников. Жил и работал в Москве. Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко (1885–1889) и МУЖВЗ (1889–1907) у И.М, Прянишникова, С.А. Коровина и В.Д. Поленова. Член ТПХВ (с 1904), член общества им. Куинжи, АХРР (с 1922) Академик АХ (с 1908). Развивал традиции русского лирического пейзажа. Народный художник БССР (с 1944) и РСФСР (с 1947), действительный член АХ СССР (с 1947).
Предварительная оценка:
1 200 000 – 1 800 000 р.