1917 г.
Фанера, масло.
32,3 х 40 см
Справа внизу тушью пером подпись и дата: «19 РНХ 17». На обороте монтировки в левом верхнем углу частично утраченная этикетка галереи Художественное бюро Н.Е. Добычиной с надписью: «»Рерих.../ Утро № 220/ 220». Под картоном на оборотной стороне основы графитным карандашом надпись: «№31».
Оформлена в современную деревянную раму.
Экспертное заключение Глебовой О.С. от 14.07.2013 г.
Собрания: Р.Г. Дрампов. Петроград (1917 г.). Частное собрание. Москва.
Выставки: Художественное бюро Н.Е. Добычиной. Выставка этюдов. №220 «Утро. Из Карельской сюиты.».
Публикации:
1. Художественное бюро Н.Е. Добычиной. Выставка этюдов. Каталог. Пг: Ц. Типограф, 1917. С. 12. №220 «Утро. Из Карельской сюиты.».
2. Список художественных произведений (картин) Н.К. Рериха за 1917-1924 гг. Автограф. Архив музея Николая Рериха (Нью-Йорк). Л. 1, № 18.
3. Yaremenko A.V. Nikolai Konstantinovitsch Roerich. His life and creations during the past forty years 1889-1929. New-York, 1931. P. 34/
4. Paintings by Nicolas Roerich: Complete List of the Works of Nicholas Roerich, arranged in chronological order, with the names of owners // Roerich. Himalaya. A monograph. Articles by F.Grant, M.Siegrist, G.Grebenstchikoff, I. Narodny, and «Banners of the East» by Nicholas Roerich. New York: Brentano’s Publishers, [1926]. P. 159.
5. Соколовский В.В. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха (Перечень произведений с 1885 по 1947 годы// Н.К.Рерих: жизнь и творчество. М.: Изобразительное искусство, 1978. с. 276.
О карельском периоде творчества Н.К. Рериха писал исследователь Б. Смирнов-Русецкий: «<…> Заболевание легких, начавшееся в 1915 г., вынудило Н. К. Рериха покинуть Петроград. В декабре 1916 г. он поселился вместе с семьёй в окрестностях карельского города Сердоболь (Сортавала). Изредка он наезжал в Петроград по делам Школы поощрения художеств, однако болезнь заставила его отказаться в августе 1917 г. от руководства Школой. В январе 1918 г. он в последний раз приехал в Петроград. <…>В мае 1918 г. в Финляндии пришло к власти буржуазное правительство, и связь с Советской Россией была прервана. Рерих оказался в вынужденной изоляции.
<…>Два с небольшим года жизни в Карелии с декабря 1916 по март 1919 г. были очень важным этапом в творчестве Рериха. Впервые за много лет он имел возможность видеть окружающую природу во все времена года, днём и ночью, в одеянии весны и осени, в сумраке зимы и в свете белых ночей. Количество пейзажей – в этюдах и картинах, – созданных за эти два года, чрезвычайно велико. В 1917 году он пишет пейзажную серию «Карелия» (23 работы), а также отдельные пейзажи. <…>Каждая картина полна широкого обобщения, выражает вечную древнюю, непреходящую основу земли. Большая часть картин и этюдов выполнена темперой, некоторые — маслом или пастелью. В них более широкий, экспрессивный мазок, нет прежней округлой мягкости линий, стремление к максимальной простоте, подчас геометричности.
<…>В карельских пейзажах мощно и лаконично выражена каменная основа земли, – в островах, горах, скалах – её вечность и несокрушимость. Формы приобретают большую простоту и лапидарность, подчёркивается кристалличность камня, его разнообразная структура. Деревья и цветы почти полностью отсутствуют.
Рерих Николай Константинович (1874–1947) – живописец, археолог. В 1891 – 1893 годах брал уроки рисования у художника М.О. Микешина. Учился в ВХУ при ИАХ (1893 – 1897) у А.И. Куинджи, а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900–1901). Закончил академию со званием художника и в 1909 году получил звание академика. Был секретарем ОПХ (1906 – 1918). В 1898 – 1900 годах читал лекции в Археологическом институ- те в Петербурге. Был членом объединения «Мир искусства» (с 1910). Произведения художника находятся в ГРМ, ГТГ, Музее Н. Рериха в Москве и Петербурге, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и др.
«Художественное бюро Н.Е. Добычиной» было открыто открыто осенью 1911 г. Надеждой Евсеевной Добычиной (Фишман) (1884-1950) в доме Адамини, где располагались выставки объединения «Мир искусства» (1915-1917), «Выставка левых течений в искусстве» (1915), «Последняя футуристическая выставка картин 0,10», одним из экспонатов которой был «Черный квадрат» К. С. Малевича (1915-1916), посмертная выставка Н.И. Кульбина (1918) и др. В помещении Бюро устраивались муыкальные концерты, спектакли и литературные вечера. В 1919 г. деятельность бюро прекратилась.
Добычина (Фишман) Надежда Евсеевна (1884–1949) – первая российская профессиональная галерейщица. Занималась экспонированием и продажей произведений изобразительного искусства. В 1930-1940 гг. была заведующей Художественно-промышленной школой, сотрудником Русского музея и Музея революции.
Предварительная оценка:
4 900 000 – 5 500 000 р.