Архив аукциона №26(76)
Лот 101
Фальк Роберт Рафаилович (1886–1958) Осенний день. Березки.

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №101    Следующий лот 


1945 г.
Холст, масло.
70 х 50 см

Работа реставрирована.
Экспертное заключение Ю.В. Диденко от 26.08.2014.

Публикации:
Сарабьянов Д.В., Диденко Ю.В. Живопись Роберта Фалька.
Полный каталог живописных произведений Р.Р. Фалька. М., 2006. С. 696. № 1027.

Происхождение:
Частное собрание, Москва.

...Фальк очень любил подмосковный пейзаж. Никогда не набрасывался на натуру без долгой и внимательной внутренней подготовки. Прежде он должен был погрузиться в атмосферу пейзажа, побродить по полям, перелескам, собрать грибы в поисках мотива, полюбить его. В эти прогулки брал с собой маленькую записную книжечку и самодельный видоискатель.»

«Фальк искал бесконечно разнообразных по форме мазков, то плавно перетекающих друг в друга, близких по оттенкам цвета, то контрастных или вдруг вспыхивающих «угольком», всполохом яркого цвета, который как бы собирает вокруг себя трепетную перламутровую туманность. Он считал, что для художника холст представляет собой магнитное поле, на котором разыгрывается борьба положительных и отрицательных зарядов энергии. Эти волны, разряды, вспышки энергии и образуют композицию картины.
(Цит. по: Щекин-Кротова А.В. Мой Фальк. М., 2005. С. 116)


Представленная картина относится к позднему периоду творчества Роберта Фалька (1940–1950-е гг.), который, как признано исследователями, был временем его высших художественных достижений и в наибольшей степени определил своеобразие творческого лица мастера.

Полотно «Осенний день. Березки» написано осенью 1945 г. в подмосковном поселке Софрино на даче у семьи Цузмер, куда художник с женой были приглашены отцом семейства, биологом М.Я.Цузмером провести первое послевоенное лето.

Характерна непритязательность выбранного художником пейзажного мотива – неприметный дачный домик в березовой роще и расположенная на переднем плане картины одиноко стоящая изогнутая береза, которая своим живым изгибом перекликается с группой тонких березок вдали. В пейзаже передано то особое, несколько меланхоличное по настроению, состояние природы на исходе осени, когда яркость красок сменяется прозрачностью, приглушенностью пастельных тонов, порой дождливой дымкой, а небо спрятано за плотными тучами. Сохранив предметность мотива, художник сосредоточил основное внимание на тонкой игре цветовых и фактурных движений, сумев извлечь из этих переходов бесконечную живописную сложность. Из тончайших оттенков холодных серо-голубоватых, блекло-зеленоватых, охристо-серых тонов и белесо-серого тона неба соткан драгоценный серебристый колорит полотна. «Всю жизнь я больше всего любил серебристую гамму пасмурного дня» – приводила слова Фалька его вдова и знаток творчества художника А.В.Щекин-Кротова.


Большим достоинством картины «Березки осенью» является то, что в ней успешно воплощено то отношение мастера к пейзажному жанру, которое он сформулировал для своих студентов: «В пейзаже основное – цветовое состояние воздушной среды, в которую погружен пейзаж. Пейзаж погружен в небо, как в воздушную ванну. Все, что происходит в небе, малейшие колебания свето-цвета неба отражаются на погруженном в нем пейзаже» (Р.Р.Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М., 1981. С.21).

Стилистическое решение картины типично для пейзажей Фалька, созданных в 1940-х годах в Подмосковье (Софрино, Арханово, Хотьково), таких как написанные в том же 1945 году «Перед снегом. Софрино» и «На даче. Солнечный день» (обе – частное собрание, Москва).

Изображение картины сохранилось на любительском слайде из архива вдовы художника А.В.Щекин-Кротовой, приведенном под №1027 в каталоге резоне живописных работ Р.Фалька (см.: Диденко Ю.В.(сост.) Полный каталог живописных произведений Р.Р. Фалька // Сарабьянов Д.В., Диденко Ю.В. Живопись Роберта Фалька: Полный каталог произведений. М., 2006. С.696).

Однако, как выяснилось, рядом с этим корректным воспроизведением работы ошибочно указаны каталожные сведения, относящиеся к другой картине того же года – «Поздняя осень. Березки», предельно близкой по композиции и колориту, «двойником» которой является представленная работа. Аналогичный пейзаж под названием «Поздняя осень. Березки» (1945) имеет больший размер холста (98 х 64 см), точный провенанс (ранее находился в собрании Э.И. и Б.А. Денисовых, Москва) и выставочную историю (экспонировался на персональной выставке Р.Р.Фалька в 1966 году, указан в выставочном каталоге). Таким образом, представленное на аукционе полотно «Осенний день. Березки» можно считать авторским вариантом картины «Поздняя осень. Березки» (1945, нынешнее местонахождение неизвестно).

Художник неоднократно писал этот вид. Он запечатлен на акварели «Осень в Софрино. Березки» (1945), хранящейся в частном московском собрании, которая является, по всей вероятности, подготовительной работой к картине или вариацией на тему полюбившегося художнику пейзажного мотива.

Благодарим за предоставленные материалы Ю.В. Диденко.

Предварительная оценка: 2 500 000 – 3 500 000 р.