Архив аукциона №26(76)
Лот 98
Фальк Роберт Рафаилович (1886–1958) Берег у моря в Бердянске

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №98    Следующий лот 


1924 г.
Холст, масло
51 х 78 см

Слева внизу авторская монограмма: «Ф». На оборотной стороне холста вдоль верхнего края по центру авторская надпись: «Фальк. Берег в Бердянске. 1926».
Оформлена в современную раму.
Экспертное заключение Ю.В. Диденко от 26.08.2014.

Выставки:
Выставка картин и рисунков Р.Р.Фалька. Центральный Дом ученых ЦЕКУБУ, Москва, март – апрель 1927 г.

Собрания:
Собрание А.В. Щекин-Кротовой, Москва;
Частная коллекция, Израиль;
Частная коллекция, Москва.

Публикации:
Выставка картин и рисунков Р.Р. Фалька. Центральный Дом ученых ЦЕКУБУ, Москва, март – апрель 1927 г.
Каталог выставки. М., 1927 (предположительно, № 25);
Сарабьянов Д.В., Диденко Ю.В. Живопись Роберта Фалька. Полный каталог произведений. М., 2006. С. 600. № 853. (с другим названием и датировкой – Бретань. Завод сардинок. 1934–1935 гг.).

Фальк Роберт Рафаилович (1886–1958) – живописец, график, художник театра. Учился в художественной школе К.Ф. Юона и И.О. Дудина, частной студии И.И. Машкова (1903– 1904) и в МУЖВЗ (1905–1910) у К.А. Коровина и В.А. Серова. Один из основателей общества «Бубновый валет» (1910–1917), член и экспонент объединений «Мир искусства» (1911–1917, 1921, 1922), «Московские живописцы» (1925), ОМХ (1925–1928), АХРР (1925–1928). С 1918 г. преподавал в ГСХМ-ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. Был удостоен звания профессора. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С.Пушкина и др.

Представленный пейзаж относится к одному из самых успешных периодов творчества художника – середине 1920-х гг. В это время Роберт Фальк был уже признанным мастером, удостоившимся в апреле 1924 г. большой персональной выставки в залах Третьяковской галереи. Кроме того, он был широко известен как авторитетный педагог, профессор ВХУТЕМАСа, где руководил живописной мастерской (1920-1928) и несколько лет был деканом факультета живописи.

В июле 1924 г. художник отдыхал в курортном городке Бердянск вместе с семилетним сыном Валерием и первой женой Е.С. Потехиной. В письмах художник сообщал: «Валерик не совсем здоров, у него застарелый катар горла и железы не в порядке. Поэтому я его и Елизавету Сергеевну на этих днях отвожу в Бердянск на Азовское море». «Валерик с Елизаветой Сергеевной устроились на одной улице, а я на другой». «Работаю я последнее время немало».

Выбранный художником пейзажный мотив – безлюдная прибрежная полоса Бердянского залива, с двумя небольшими домиками слева и лодкой у края воды справа – довольно прост и непритязателен, но благодаря колористическому мастерству художника морской вид пронизан удачно переданными ощущениями южного света, свежего воздуха и открытого, свободного пространства.

Картина входит небольшую серию пейзажей Бердянска, состоящую из пяти холстов 1924 г. – «Улица у моря (Бердянск)», «Дворик у моря (Бердянск)» и др., экспонировавшихся на персональной выставке картин и рисунков Р.Р.Фалька в марте-апреле 1927 г. в Центральном Доме ученых ЦЕКУБУ (Центральная комиссия по улучшению быта ученых при СНК РСФСР) в Москве. Представленная на аукционе работа, видимо, экспонировалась под №25 – «Берег у моря (Бердянск)».

Следует отметить, что в настоящее время полотно является единственным сохранившимся пейзажем Фалька 1924 г. (местонахождение других бердянских пейзажей не установле- но). Некоторое представление об этой серии дает лишь черно-белое воспроизведение «Улицы у моря. Бердянск», опубликованное в журнале «Советское искусство» в 1927 году, и приведенное в каталоге резоне работ Р.Р.Фалька (№639, с.478).

Картина имеет определенное стилистическое сходство с близкими к ней по времени создания морскими пейзажами, написанными Фальком в Крыму: «Корявое дерево. Судак» (1925) и «Бухта в Балаклаве» (1927), которые однако более сложны по композиции и ярки по цветовому решению.


Сведения о представленной картине, приведенные в каталоге резоне живописных работ Р.Р.Фалька (Сарабьянов Д.В., Диденко Ю.В. Живопись Роберта Фалька. Полный каталог про- изведений. М.: КомпьютерПресс, 2006. С.600, №853, цв. илл.), где она фигурирует под названием «Бретань. Завод сардинок» и датируется 1934–1935 гг., требуют существенной корректировки. Во время подготовки каталога резоне пейзаж находился за рубежом и был недоступен для исследования, поэтому его описание основывалось на рабочих материалах к каталогу, собранных вдовой художника А.В. Щекин-Кротовой. Она причислила работу к французскому периоду творчества Фалька, снабдив названием «Бретань. Завод сардинок», которое указано в маши- нописном каталоге персональной выставки Р.Р.Фалька 1939 г. в ЦДРИ, однако оно относится к гуаши.

Авторская датировка работы (1926 г.) также нуждается в корректировке. Скорее всего, Фальк выполнил надпись на обороте позднее и мог ошибиться. Тогда как согласно документальным источникам – хранящимся в РГАЛИ письмам Р.Р.Фалька и каталогу его персональной выставки 1927 года – пребывание художника в Бердянске и создание серии бердянских пейзажей относится к 1924 г. (летом 1926 года он был в Кисловодске).


Благодарим за предоставленные материалы Ю.В. Диденко.

Предварительная оценка: 9 500 000 – 11 000 000 р.

Версия для печати.