Архив аукциона №17(61)
Лот 332
Каменский В. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. М., издание Д. Бурлюка, Типография М. Яковлева, 1914.

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №332    Следующий лот 


Формат издания: 20 х 20 см.
[36] с., 3 л. ил., титульный лист не предусмотрен.

Рисунки В. Бурлюка и Д. Бурлюка.
Очень большая редкость! Книга-пятигранник.
Одно из лучших изданий русских футуристов. Книга русского авангарда.

Экземпляр в издательской бумажной обложке, верхняя обложка с фрагментарными утратами, надрывы, пятна, первый лист - фрагментарные утраты, второй лист – надрыв посередине страницы. Верхняя и нижняя обложки и первые два листа отходят от блока.

Форма книги – пятигранник. Титульный лист не предусмотрен. Текст на одной стороне листа, на оборотной стороне обоев с крупным цветочным узором. На обложке наклейка с текстом заглавия. В. Бурлюк [Абстрактный рисунок] – оборот обложки. Д. Бурлюк [Абстрактный рисунок] – стр. 5, 25.

Содержание: Полет Васи Каменского на аэроплане в Варшаве, Телефон – №2 В 128, Танго с коровами, Вызов, Босиком по крапиве, Кинематограф, Константинополь, Кабаре Зон, Картиния, Цирк Никитина, Скэтинг рин, Бани [Объявления] «Вылетел в свет №1-2….»

Книга Василия Каменского «Танго с коровами» – одна из самых красивых и необычных книг русского авангарда. Книга представ- ляет собой квадратную по формату книжку, правый край которой срезан по диагонали, поэтому Каменский и называл ее «пяти- угольной книжкой» и считал своей особой выдумкой. Отпечатана на оборотной стороне ярких цветных обоев, в знак протеста против роскошных изданий «Мира искусства» и др. Фактура обоев давала дополнительный эффект – рисунок просвечивает с оборотной стороны, на которой напечатан текст и входит в противоречие с дизайном текста. Поэмы Каменского имеют свою топографию, свой план и свою конфигурацию набора. Причем каждая поэма-блок размещена чаще всего на одной странице.

Представленный нами экземпляр количеством страниц, бумагой и описанием совпадает с музейными экземплярами. Среди музейных экземпляров издания известны следующие: в отделе истории книги в Государственной исторической библиотеке в Москве №1300940 (ГПИБ), в Музее В. Маяковского, в собрании семьи Родченко, в Российской национальной библиотеке (РНБ) (экземпляр с автографом автора известному графику Вс. Воинову), а также в Музее редкой книги (РГБ) (экземпляр отличается последовательностью страниц – в данном издании это допустимо, известны и другие экземпляры с другой последовательностью страниц).


Смотри: (Поляков В. Книги русского кубофутуризма. М., 2007. С. 473–477; Книжная летопись Главного управления по делам печати при МВД. СПб., 1910-1914. 8856; MarkovV. Russian Futurism: A History. Berkley, 1968. P. 198–199; Библиотека русской поэзии И.Н. Розанова: Библиографическое описание. М., 1975. 2921; Janecek G. The Look of Russian Literature. Avant-Garde Visual Experiments, 1900–1930/ Princeton, 1984. 96; Каменский В. Танго коровами. М., 1991. (Факсимильное издание); Aus Vollem Halse^ Russische Buchillustration und Typographie. 1900–1930. Munchen, 1993. 30; Стригалев А. «Картины», «Стихокартины» и «Железобетонные поэмы» Василия Каменского. // Вопросы искусствознания. 1995. № 1-2. С. 505–539; Zaoum: Les livres futurists russes. Paris, 1995. P. 58. Калаушин Б. Бурлюк: Цвет и рифма. Кн. I: Отец русского футуризма. СПб. 1999. С. 421–422; Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000. С. 169–172; Rowell M., Wye D. The Russian Avant-Garde Book, 1900–1934. New-York, 2002. 94–95. Тарасенков А.К., Турчинский А.М. Русские поэты XX века. 1900–1955: материалы для библиографии М, 2004. С. 305; Хачатуров С.В. Искусство книги в России 1910–1930-х годов: Мастера левых течений: материалы к каталогу. М., 2004. С. 41; Я – Василий Камен- ский. [Каталог выставки]. М., 2006. С. 146).

Текст поэмы «Полет Васи Каменского...» заключен в треугольник, представляя собой так называемую типографскую косынку, только перевернутую острым концом кверху. При этом поэт специально ориентирует читателя: «читать снизу вверх». Читатель «видит» изображенный графически полет аэроплана. По мере отрыва его от земли – от нижнего края страницы, строчки становятся все короче, шрифт мельче, пока аэроплан не превращается в едва различимую, как знак или точку, одну букву. Треугольная фигура набора здесь своего рода типог- рафская метафора поэтического образа.

Предварительная оценка: 530 000 – 800 000 р.

Цена продажи: 800 000 р.

Версия для печати.