Архив аукциона №26(77)
Лот 287
Крученых А., Хлебников В. Игра в аду. Литографии Наталии Гончаровой. Второе дополненное издание. СПб., Литография «Свет», [1914].

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №287    Следующий лот 


Формат издания: 18 х14 см. 40 л.

Редкая малотиражная полностью литографированная книга русского авангарда!
Обложка и 3 рисунка К. Малевича, остальные рисунки О. Розановой.
Тираж 800 экземпляров.

Экземпляр в издательской бумажной обложке, обложка ветхая, с множественными фрагментарными утратами и загрязнениями. На форзаце следы от приклеенной бумаги. Задняя обложка отходит от блока.

Смотри: Поляков В. Книги русского кубофутуризма. С. 473–477; Тарасенков А.К., Турчинский А.М. с. 359. «Взорваль». Футуристическая книга в собраниях московских коллекционеров М.Л. Либермана и И.Н. Розанова. с. 204, № 78.

Представленный нами экземпляр издания отпечатан на бумаге двух типов (оба типа бумаги присутствуют в одном экземпляре): на твердой серой и тонкой розового оттенка. Известны экземпляры, напечатанные на оранжевом картоне.

Второе издание отличается большим объемом, иным расположением строф и отсутствием пунктуации. Основное отличие первого и второго изданий в авторстве рисунков. Рисунки для первого издания были выполнены Н. Гончаровой, для второго – О. Розановой. Выразительность рисунков Гончаровой была особо отмечена критиками, в частности С. Городецким, фрагменты рецензии которого А.Крученых использовал в качестве предисловия для второго издания. Поэтому не удивительно, что в рисунках ко второму изданию отчетливо заметно влияние Н.Гончаровой. Однако связи образов поэмы А.Крученых и В.Хлебниковас незавершенной поэмой А.С. Пушкина позволяют некоторым исследователям видеть влияние на рисунки О.Розановой черновых рисунков А.С. Пушкина. Вообще, «лубочный» характер поэмы и ее ироническая стилистика позволяют предположить самые разнообразные истоки творческого вдохновения, как авторов текста, так и художника.

Поэма, написанная в совершенно новом формате, произвела яркое впечатление на современников. В стихотворении «Лилечке!» В.В. Маяковского есть сточка: «Комната – глава в крученыховском аде». То есть Ад, созданный А.Крученых и В. Хлебниковым, заменил собой классический Ад Данте, стал одним из новых символов нового искусства.

Предварительная оценка: 75 000 – 100 000 р.

Цена продажи: 90 000 р.

Версия для печати.