16 с. 20,5 х 13,5 см. Во владельческом составном переплете второй половины XX века. Отсутствует титульный лист. На с. 1 штемпельный экслибрис «Из книг Якова Александровича Гинзбурга. Инженера-технолога». Блок чистый.
Редкость.
Макс Нордау (настоящее имя — Симха Меер Зюдфельд; 1849–1923) — философ, писатель, публицист и общественный деятель, один из основателей Сионистской организации. Врач-психиатр по профессии. Его обращение к сионизму было спровоцировано делом Дрейфуса. После знакомства с Т. Герцлем в 1895 г. стал ярым сторонником идеи сионизма и участником сионистского движения, впоследствии — одним из ранних лидеров еврейского национального движения. Принимал активное участие в первых десяти сионистских всемирных конгрессах, неоднократно избирался вице-президентом, а затем и президентом конгрессов. В своих знаменитых обращениях к конгрессам давал обзоры положения евреев в мире, описывал тяжёлое моральное и материальное состояние восточноевропейского еврейства и жизнь эмансипированного и ассимилированного еврейства в западных странах. Нордау предупреждал, что в сложившейся ситуации шестимиллионное еврейство Восточной Европы обречено на гибель, и только воплощение сионистской идеи может предотвратить трагедию. В 1919 г., когда волна еврейских погромов прокатилась по Украине и другим частям бывшей Российской Империи, настаивал на немедленном переселении 600 тыс. евреев в Эрец-Исраэль («план Нордау»); руководство Сионистской организации отклонило это предложение как нереальное, и с 1921 г. Нордау отдалился от активной сионистской деятельности.
Провенанс: из библиотеки инженера-технолога, коллекционера книг и предметов по иудаике Якова Александровича Гинзбурга (1891 – 1965). В 1918 году Яков Александрович работал на железной дороге на станции Баладжары, затем – помощником военного коменданта в Баку. В 1940 году, занимая должность главного инженера военного завода, был арестован. После освобождения из лагеря начал собирать книги и предметы истории, посвященные истории еврейского народа.
Его сын – Марк Яковлевич Гинзбург, автор многочисленных лекций и статей по истории и философии иудаизма, пишет об увлечении отца следующее:
«После освобождения папа прожил еще 25 лет. Его страстью было все, что имело отношение к истории и духу евреев — книги, ноты, граммофонные пластинки, открытки. Основу положили старинные книги, привезенные в Баку дедушкой. Немногое отец приобретал — больших средств у него не было. Но скоро старики евреи, узнавшие о его собрании, стали приносить или присылать свои книги, сознавая, что после их смерти книги будут выброшены на свалку. И, наконец, пункты приема макулатуры. Особенно после того, как объявили, что подписаться на некоторые издания можно только по справке о сдаче определенного количества макулатуры. Папа сумел заинтересовать приемщиков, и они откладывали ему старые издания. Так было спасено много ценнейших книг».
Предварительная оценка:
4000-5000 р.