Модель 1741–1743 гг. Отливка первой половины XIX в.
Диаметр 35 см, в раме 61 х 48 см
Чугун
Справа внизу: «CDRF»
Уникальное произведение русского декоративно-прикладного искусства выполнено на литейномзаводе в первой половине XIX века по форме Б.-К. Растрелли, с сохранением аббревиатуры подписи автора CDRF (Comte de Rastreli Fecit), близко к прижизненным бронзовым и оловянным работам скульптора.
Модель 1741–1743 гг. Отливка первой половины XIX в.
Диаметр 35 см, в раме 61 х 48 см
Чугун
Справа внизу: «CDRF»
Уникальное произведение русского декоративно-прикладного искусства выполнено на литейном заводе в первой половине XIX века по форме Б.-К. Растрелли, с сохранением аббревиатуры подписи автора CDRF (Comte de Rastreli Fecit), близко к прижизненным бронзовым и оловянным работам скульптора. Экспертное заключение Кандидата искусствоведения Научного работника отдела скульптуры Государственной Третьяковской галереи Е.А. Никольской.
Барельеф имеет историко-культурное, художественное значение, представляет музейный интерес.
Барельеф выполнен в поздней период творчества Б.-К. Растрелли между 1741-1743 годами по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Скульптор создал парные медальоны с портретами Петра I и Елизаветы Петровны.
В первой половине XIX века, когда началось развитие литейных заводов занимающихся статуарным литьем, особое место в производстве заняли заказы на изготовление скульптур из чугуна. Это объясняется просто: чугун был долговечным материалом, чем бронза. Судя по католичеству сохранившихся произведений можно утверждать, что данный тип барельефа с изображением Петра I был очень востребован. Известно, что в 1810 году на заводе А.И. Баташева была отлита копия бюста Петра I работы Б.-К. Растрелли из чугуна. На экземпляре из собрания Русского музея на тыльной стороне барельефа "Портрет Петра I" стоит клеймо НБСЗ (Наследников Баташева Сынтульный завод). Это говорит о том, что наследники Баташева имели право на производство медальонов по форме Растрелли. На чугунном отливе в Третьяковской галерее и на нашим экземпляре клеймо отсутствует, однако это не отрицает возможности литья на заводах наследников Баташева. Во всех этих барельефах размеры и форма полностью совпадают, но различно качество прочеканки деталей, тонировка, позолота.
Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) — итальянский скульптор, литейщик из металла, отец архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV. Имел также и архитектурное образование. В 1716 году был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и для художественных работ по украшению новой русской столицы.
В 1716 году Растрелли поселился на Первой линии (на месте нынешнего дома 29 по Шпалерной улице). В двух специально выстроенных для работы «анбарах» придворный скульптор создал Триумфальный столп, бюст и восковую фигуру Петра I, здесь же была начата работа над первым в России памятником — конной скульптурой Петра I.
Предварительная оценка:
1 950 000-3 000 000 р.