Формат издания: 45 x 29 см. [2], 168 с., [44] л. ил., пл.
Утрата гравюр № 27, 29, 30, 39 и фронтисписа.
Редкость! 100 экз. Текст на русском языке.
Экземпляр с акварельной раскраской гравюр, на толстой улучшенной бумаге. Раскраска своего времени (XVIII век).
Экземпляр в современном цельнокожаном переплете, тройной красный тонированный обрез. В очень хорошем состоянии. Минимальные повреждения от воды по нижней части последних страниц. Смотри: (Обольянинов. № 1846. Верещагин. № 597. Битовт. № 1001. Сопиков. № 7539. Бурцев. №403. Геннади. №229).
По случаю официального вступления на престол российской императрицы Елизаветы Петровны был издан церемониальный альбом, Коронационный альбом Елизаветы Петровны . Первое российское издание Коронационного альбома было выпущено в 600 экземплярах в 1744 году. В том же 1744 году вышел дополнительный тираж в 50 экземпляров. В 1745 году было выпущено еще 900 экземпляров.
Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны готовили лучшие академические гравёры того времени: X. Вортман, Я. Штелин, И. Соколов, Г. Качалов. Издание содержит описание самой церемонии коронации, состоявшейся 25 апреля 1742 г., гравюры по рисункам И. Гриммеля на сюжеты коронационного обряда, изображения императорских нарядов и регалий и портретное изображение императрицы. В альбом вошли 49 гравюр и портрет Елизаветы Петровны.
Портрет Императрицы в рост, работы И. Штенглина с оригинала Л. Каравака выполнен в технике меццо-тинто – черной манерой –разновидность гравюрына металле, большое количество великолепных гравюр исполнены резцом. Особым изяществом отличаются гравированные заставка и концовка, выполненные И.А. Соколовым с видом московского Кремля с другого берега реки, и бала в честь коронования.
Руководил изданием библиотекарь Академии наук Иван Данилович Шумахер. Общее наблюдение за ходом издания было поручено генерал-прокурору Н.Ю. Трубецкому. Издание выходило в трех видах:
1) с немецким текстом в переплете, на передней стороне которого вытеснен золотой вензель Императрицы, а на задней ее герб.
2) с русским текстом в переплете, на корешках которого тоже вытиснуты золотом герб, корона, держава и скипетр.
3) с русским текстом в переплете без украшений.
Первые два издания отпечатаны на толстой бумаге и рассылались в подарок приглашенным на коронацию высоким особам, а третье издание вышло на простой бумаге.
Издание является шедевром отечественного гравировального искусства, роскошным образцом художественного оформления русской книги XVIII века, редкий книжный памятник национального значения.
Дворцовый переворот, возведший Елизавету Петровну на российский императорский трон, произошел 24 ноября 1741 г. Ровно через пять месяцев, 25 апреля 1742 г., состоялась коронация Елизаветы Петровны. Торжества длились в течение двух месяцев и отличались немыслимой роскошью.
По случаю коронационных торжеств была отчеканена медаль в память коронования императрицы Елизаветы Петровны.
Для устройства торжества были назначены особые обер-маршал и обер-церемониймейстер.При разработке сценария коронационных торжеств в числе прочего внесли изменения в список имперских регалий. С 1742 г. в этом списке впервые упоминается Государственный меч. Во время коронации его торжественно вынес в Грановитую палату генерал-князь Нарышкин, для церемонии выноса меча ему сшили специальные перчатки из лосиной кожи с золотой бахромой и позументами.
Для коронации Елизаветы изготовили очередную, уже третью по счету, новую императорскую корону, которая не сохранилась. Следует отметить, что мантию и корону императрица Елизавета Петровна возложила на себя сама.
Пышная и продолжительная коронация Императрицы Елизаветы Петровны явилась поистине апофеозом этого монархического ритуала, а её описание – подробным «руководством» для грядущих наследников российского престола.
Предварительная оценка:
1 900 000 – 2 300 000 р.