Выставка "Неизвестный И.И. Шишкин. Офорты и рисунки"
26 июля - 11 сентября
Центральный дом художника, залы 14Б и 15
Антикварные галереи «КАБИНЕТЪ» представляет выставку
«Неизвестный И.И. Шишкин. Офорты и рисунки», Москва, ЦДХ, 2016
Вот уже третье столетие имя Ивана Ивановича Шишкина стоит в первом ряду национальных художников, в равной степени оцененных как современниками, так и их потомками. Поразительно, до какой степени оценки творчества мастера, выведенные при его жизни – знаменитыми писателями, искусствоведами, собратьями-художниками – созвучны восприятию его творчества в наши дни. Художественно-критические статьи конца XIX века изобилуют самыми смелыми эпитетами.
Один из критиков писал об издании офортов Шишкина: «Россию можно изучать в этих художественных очерках со всем бесконечным разнообразием ее характерных черт, контрастов, тонких и неуловимых для других подробностей. Его единственной музой навсегда стала русская природа, которую он воспевает в живописных полотнах, тонких лирических рисунках, мастерских офортах.
На данной выставке впервые в едином выставочном пространстве перед зрителями предстанут все 60 офортов, составившие последний и самый полный альбом печатной графики знаменитого мастера русского пейзажа, изданный А.Ф. Марксом в 1894 году. «Артистическое заведение А.Ф. Маркса», позднее акционерное общество «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркс» - одно из старейших и известнейших российских издательств - было основано в 1869 году приехавшим в Россию из Германии журналистом и издателем Адольфом Федоровичем Марксом. С 1870 года Маркс выпускал основанный им и первый в России массовый иллюстрированный еженедельный журнал «для семейного чтения» — «Нива». Тираж журнала был огромен, только подписка на журнал составляла свыше 250 тысяч экземпляров. Особый интерес читателей вызывали фотокорреспонденции о важнейших мировых событиях и репродукции с картин выдающихся художников.
Альбом «60 офортов И.И. Шишкина» издательства А.Ф. Маркса 1894 года дает исчерпывающее представление об эволюции творчества Шишкина-офортиста. Подготавливая альбом, Шишкин собрал все сохранившиеся у него доски, прошел большинство из них офортной иглой и дополнительным травлением, некоторые переделал композиционно, как, например, офорт 1876 года «Зимняя ночь», который в новом альбоме получил название «Зимняя лунная ночь». Помимо этих работ, в альбом вошли также девятнадцать новых, не издававшихся ранее, в частности, «Дуб», созданное в 1886 году и ставшее последним, произведение художника в офортной технике.
Так что же такое офорт? Офорт (от фр. eau-forte) или аквафорте (от ит. acquaforte) – разновидность гравюры на металле, известная с начала XVI века. Для изготовления печатной формы (доски) металлическая пластина, чаще всего медная, покрывается кислотоупорным лаком, на котором процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, вытравливающую металл в открытых от лака областях, после чего оставшийся лак удаляется с пластины. Перед печатью на доску наносится краска, которая проникает в углубления, протравленные кислотой. С гладкой поверхности доски краска удаляется. При печати краска из углубленных элементов переносится на бумагу.
Подобно тому, как роман Пушкина «Евгений Онегин» называют энциклопедией русской жизни, уникальный альбом офортов Шишкина, включающий в себя 60 его лучших работ, может быть созвучно назван энциклопедией русской природы. На этих картинах – все мельчайшие нюансы времен года, дня и ночи, солнца и луны, воздуха гроз и зноя, лесов и полей, рек и озер в контексте неразрывной «природной жизни» русского человека.
К сожалению, судьба папок офортов Шишкина, благополучно бытовавших в уютном мире кабинетной культуры XIX века, располагавшей специальными шкафами для хранения и столами для просмотра гравюр и офортов, в последующее неспокойное время сложилась печально. Подавляющее большинство папок и альбомов разобрано и распродано в виде отдельных листов. Сегодня есть масса коллекционеров, владеющих многими, может, даже лучшими образцами. Но до сего дня не было возможности воспроизвести знаменитую папку целиком. Изданный к выставке каталог позволяет зрителю увидеть эту энциклопедию русской природы и человека полностью, без утрат.