Архив аукциона №33 (121)
[Падение монархии. Отречение Николая II] Манифест об отречении от престола Императора Николая II.

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №220    Следующий лот 

Лубны: Типография Б.З. Дубинского, 1917
1 л.
Размер: 44 х 33,5 см
Бумага, типографская печать.

Следы от сгибов, утрата небольших фрагментов по нижнему полю.

В.В Шульгин, русский монархист, входивший в делегацию от Верховного комитета Государственной Думы, направленную на переговоры с Императором, вспоминает сцену отречения так: «Царь сказал совершенно спокойно, как будто о самом обыкновенном деле:

– Я вчера и сегодня целый день обдумывал и принял решение отречься от престола. До 3 часов дня я готов был пойти на отречение в пользу моего сына, но затем я понял, что расстаться со своим сыном я не способен.

Тут он сделал очень коротенькую остановку и прибавил, но все также спокойно:

– Вы это, надеюсь, поймете.

Затем он продолжал:

– Поэтому я решил отречься в пользу моего брата.

<...> После этого царь спросил нас, можем ли мы принять на себя известную ответственность, дать известную гарантию в том, что акт отречения действительно успокоит страну и не вызовет каких-нибудь осложнений. На это мы ответили, что насколько мы можем предвидеть, мы осложнений не ждем. Я не помню точно, когда царь встал и ушел в соседний вагон подписать акт. Приблизительно около четверти двенадцатого царь вновь вошел в наш вагон, – в руках он держал листочки небольшого формата.

Он сказал: – Вот акт отречения, прочтите.

Мы стали читать вполголоса. Документ был написан красиво, благородно. Мне стало совестно за тот текст, который мы однажды набросали. Однако, я просил царя, после слов: заповедаем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут установлены», – вставить: «принеся в том всенародную присягу». Царь сейчас же согласился и тут же приписал эти слова, изменив одно слово, так что вышло: «принеся в том ненарушимую присягу». Таким образом, Михаил Александрович должен был бы принести присягу на верность конституции и был бы строго конституционным монархом. Мне казалось, что этого совершенно достаточно, но события пошли дальше… Акт был написан на двух или трех листочках небольшого формата с помощью пишущей машинки. На заглавном листе стояло слева слово: «Ставка», а справа «Начальнику штаба». Подпись была сделана карандашом.

<...> Я помню, что, когда я в последний раз взглянул на часы, было без 12 минут 12. Поэтому, надо думать, что все это событие огромной исторической важности произошло между 11 и 12 часами в ночь со 2-го на 3-е марта». (Цит. по: Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев, документы. – Л., 1927. С. 168–170)

Шульгин Василий Витальевич (1878–1976) — русский политический и общественный деятель, националист и монархист; публицист. Депутат Второй, Третьей и Четвёртой Государственных дум, во время Февральской революции принявший отречение из рук Николая II. Один из организаторов и идеологов Белого движения. 2 (15) марта 1917 года Шульгин как член Временного комитета Государственной думы вызвался сопровождать одного из лидеров партии «Союз 17 октября» А. И. Гучкова в его поездке в Псков, на переговоры с Николаем II, чтобы убедить царя в необходимости отречения в пользу Цесаревича Алексея Николаевича.

 

Предварительная оценка: 10 000 - 15 000 р.

Версия для печати.